26 августа 2020 г.

Филипп Старк

Филипп Старк

Дизайнер

Филипп Старк – один из самых популярных и востребованных дизайнеров нашего времени. Он интересен не только как профессионал, но и как личность. Это яркий, полный жизненной энергии и стремящийся изменить мир человек. Он звезда, шоумен и талантливый бизнесмен. В его работах и вещах, которые он создает, читается оригинальность, креатив, остроумие и веселье.

Он делает такие предметы, которые не оставляют равнодушным никого, их хочется рассматривать, изучать, анализировать. Они буквально вызывают глубинные ассоциации и неповторимые эмоции. Его проекты наполнены страстью и откровенностью, дарят свободу, о которой так мечтает каждый человек.

«У меня есть психическая болезнь, называемая творчество».

 

 

Он не причисляет себя ни к какому стилю, а также, несмотря на всю свою популярность, он не считает свои творения какими-то привилегированными. Вещи, которые он производит, вполне доступны каждому и вызывают бурю положительных эмоций, симпатию, как к предметам, так и к их автору.

Фантазия Старка неиссякаема. За свою карьеру он делал очень много различных вещей. Зубные щетки, множество стульев, в том числе прозрачные пластиковые, знаменитые на весь мир. Факел для зимних Олимпийских игр 1992 года. Популярнейшую механическую соковыжималку для цитрусовых, которая транслируется во всех учебниках по дизайну, телефонный аппарат, телевизоры, бутылки минералки, кухонные принадлежности, сумки и конечно же интерьеры.

Он неподражаем, и создает предметы не только для эстетического наслаждения, но и передает через них послание миру. Например, макароны формы «инь-ян», пепельница в виде маленького стального гроба, туалетная щетка в форме рыцарского меча, пульт для телевизора, напоминающий фаллоимитатор.

«Настоящий дизайн — это функционализм. То, что делаю я, скорее фрейдизм».

Интерьеры Старка также узнаваемы, им присущи яркие цвета, креативные решения и плавные изогнутые линии. Он принципиально не делает жилые помещения, только коммерческие.

«Я не делаю жилых интерьеров – считаю, что дизайнерские интерьеры вредны, свою жизнь нужно строить самостоятельно. Я проектирую только рестораны, отели, музеи, потому что это, по сути, машины, обеспечивающие людям новые ощущения».

 

 

В то время, как большинство дизайнеров ратуют за натуральность материалов, Старк предпочитает пластик.

«Пластик технологически умнее и сложнее, чем любой природный материал. Это символ цивилизации. Кроме того, он позволяет произвести максимальное количество доступных предметов для людей». 

Филипп Старк родился 18 января 1949 года в Париже. Его отец был авиаконструктором. Интерес к дизайну проявился у него с самого детства. Он постоянно и увлеченно что-то создавал. Закончил парижскую школу искусств Эколь Ниссен де Камондо по специальности дизайнер интерьера.

В 18 лет он открыл свое дизайнерское бюро. Какое-то время работал оформителем у Пьера Кардена и при этом проектировал мебель. В 1977 году Филипп отправился в кругосветное путешествие и провел в нем два года. По возвращении, он открыл дизайнерскую компанию «Stark product».

Он создал огромное количество разных стильных предметов и необычайно креативных интерьеров. Он обладатель 17 наград: титулом Проектировщика Года, Гран-при за промышленный дизайн, Оскаром за Лучший Проект и прочее. Большое количество его работ находятся в коллекциях музеев и выставочных залах в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Мюнхене, Барселоне, Киото и Чикаго. Он по истине легендарная фигура.

«Я – мечтательный мальчишка, которому одновременно присущи и детское легкомыслие, и детская серьёзность». 

— Вы наверняка получаете десятки предложений придумать оформление самых разных предметов и пространств. Как вы решаете, за что возьметесь?

Я смотрю на людей, которые ко мне обращаются. Если между нами проскакивает искра и у меня возникает интерес к человеку, я принимаю предложение. Это случается довольно часто, за год я могу поучаствовать в паре сотен разных проектов.

— Есть ли какие-то объекты, создателям которых вы позавидовали, дескать, как круто, почему не я это придумал?

Никогда не чувствую зависти. Если я вижу, что кто-то сделал отличную вещь, я просто говорю себе: «Работай лучше, лентяй!»

— Вы периодически выкладываете в инстаграм фото своих объектов, которые вы придумали 10, 20 лет назад. Не хотелось ли что-нибудь перевыпустить?

Ой, нет, это было бы глупо. Обращаться к прошлому — не мое. Я всегда думаю только о будущем и стараюсь жить в будущем уже сегодня.

— Как со временем меняется ваш подход к созданию дизайна, методы работы?

Никак не меняются: с 16 лет я рисую в одних и тех же блокнотах одинаковыми ручками и стараюсь работать в полном одиночестве. Я одинокий мыслитель и профессиональный мечтатель, который творит собственную вселенную.

— Филипп, вы с 18 лет занимаетесь дизайном. С юности выбрали для себя эту профессию?

Мой отец Андре Старк - известный авиаконструктор. Глядя на него, я вырос с пониманием, что человек всегда способен осуществить свои идеи: сначала на листе бумаги, а затем в реальности. От матери же мне досталось стремление ко всему красивому и определенная доля тщеславия. В итоге и получился дизайнер с претензией. Так что, возвращаясь к вашему вопросу, скажу: это не я выбрал дизайн, а он меня. Правда, в последнее время я сожалею, что не предпочел более полезную профессию - врача или пожарного. Остается утешать себя, что и на своем месте я делаю чью-то жизнь лучше.

 

— Вы работаете на всех континентах и во всех возможных стилях. Вы себя хоть в чем-то ограничиваете?

Мой стиль - это свобода. Не ограничивать себя - единственная возможность двигаться дальше и создавать действительно интересные вещи. Впрочем, одно ограничение я бы все-таки ввел - на вульгарность и пошлость. Я всегда старался двигаться в сторону простоты и элегантности.

— И что вдохновляет вас на этом пути к простоте?

Уж точно не деньги! Не представляете, сколько раз мне предлагали сотрудничество компании по производству табака, алкоголя, оружия. Говорили о заоблачных гонорарах, но я всегда отказывался, потому что не хочу идти против своих этических принципов. Меня мотивирует сам прогресс, желание стать лучше. Я всегда говорил, что никто не обязан быть гением, но каждый должен попытаться. Это я и стараюсь делать последние 40 лет: просто пытаюсь хоть на секунду стать гением.

— Вам не кажется, что для борца с массовым производством вы слишком много производите?

Что поделаешь! Такова задача, которую поставили передо мной мой век, мое поколение: облачать идеи в материальную оболочку. Мой отец мечтал о самолетах. А я сделал самолет. Для меня мечтать — это создавать. Трагедия моего существования в том, что на самом деле я считаю все материальное вульгарным. Вещи духовные мне всегда были значительно интереснее, но мое призвание в другом. Чтобы красиво выйти из положения, мне оставалось только дать отпор этому злому року, используя юмор и поэзию. Я хотел превратить свой публичный позор в нечто элегантное. Забота об экологии в этом контексте — тоже метод оправдаться в моей ситуации. Из-за моей одержимости — то, что она есть, это факт: я занимаюсь творчеством, как адреналиновый наркоман экстремальным спортом, — создано больше, чем нужно.

Я ощущаю себя персонажем мультика, который продолжает плыть, по инерции энергично размахивая руками, будучи уже на суше. Я думаю, что, когда мы рождаемся, подписываем контракт с этим миром: Богом и обществом. В условиях моего контракта значилось, что я обязан помогать другим, производя вещи, которых у них не было до меня. Чем больше я создавал, тем больше понимал, что пора бы остановиться. Но я ни о чем не жалею. Просто сейчас пришло время заняться другими неотложными делами.

 

— Что, по вашему мнению, является явным признаком безвкусицы?

Когда пространство не предлагает теплого приема. Вы можете сделать самое красивое место в мире, но, если люди, которые вас приветствуют, не дружелюбны и не приветливы, это худшее.

— Как бы вы описали свой стиль работы?

Я не работаю дизайнером интерьеров или архитектором. Я работаю как кинорежиссер, где заказчики - актеры. Когда я проектирую пространство, я всегда представляю себе все, что они видят, и все, что чувствуют.

— Как вы отмечаете завершение большого проекта?

Я всегда плачу, когда проект завершен. Я всегда в глубокой депрессии. Я думаю о том, как я был недостаточно хорош или как я был слишком ленив. Мне плохо, потому что я стараюсь сделать все идеально, но, когда все закончено, всегда понимаешь, что все было не так идеально. Я очень строг к себе.

Комментарии

    Похожие интервью

    • Люк Эдвард Холл

      Крутой дизайнер, виртуозно работающий с предметной средой и кажется, что ему по плечу любая задача.

    • Яна Брюхнова

      Яна действительно специалист высокого уровня, она очень интересно мыслит, хочется узнать побольше её фишек и лайфхаков.

    • Питер Марино

      Питер Марино – популярный американский дизайнер и архитектор. Это уникальная и эпатажная личность современности, его работы настолько же невероятны, как и он сам.

    • Келли Хоппен

      Келли Хоппен – знаменитый британский дизайнер интерьеров с мировым именем. Её стиль всегда узнаваем, она ловко сочетает в своих интерьерах Восток и Запад, а также любит работать с нежной палитрой.