Баухаус

Баухаус – это самая влиятельная школа прикладного искусства, архитектуры и дизайна ХХ века. За свое недолгое существование (всего четырнадцать лет) успела стать самым заметным явлением в сфере и произвести мощный эффект, распространив принципы школы и стиля bauhaus по всему миру. За время работы школа стала тем местом, где художники и ремесленники из разных стран делали попытки переосмыслить мир.

За свою историю школа сменила трех директоров и три места положения, пока под прессингом нацистского правительства Германии не прекратила свое существование. Но учителя и ученики школы продолжали дело в разных странах и уголках планеты, и даже спустя более ста лет стиль bauhaus все еще актуален.

Представители Баухауса создали основные принципы практической полезности и рациональности форм, сформировали новый подход к обучению и работе с ландшафтом города, мебелью и бытовыми предметами.

12 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования – Баухаус, директором которой стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны и будучи известным архитектором, он мечтал об учебном заведении, которое изменило бы мир и значение дизайна в нем. Став директором крупной школы, он получил такую возможность.

Гропиус объединил традиционное веймарское художественное образование с революционным подходом к искусству и архитектуре. Он создал манифест, в котором прописал основные принципы образования. Так, он считал, что не должно быть границ между художником и ремесленником. Он хотел создать нового творца.

«Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам».

«Давайте вместе построим здание будущего, в котором все сольется в едином образе — архитектура, скульптура и живопись».

Под руководством Гропиуса школа стала международным центром авангарда. Он собрал в одном месте талантливейших художников, дизайнеров и архитекторов, которые в дальнейшем стали профессорами. Он считал, что академическую теорию нужно отодвинуть на второй план, а главная задача - постигать основы искусства и ремесла. У студентов школы было по два наставника на каждый предмет. Ремесленники и мастера давали основы профессии, а художники прививали эстетический вкус и создавали вдохновение.

Возраст студентов школы был очень разный - от семнадцати до сорока лет. В тяжелый послевоенный период Гропиус убедил министерство образования отменить оплату за обучение, а студентам, создавшим коммерчески успешный проект, назначали финансовую помощь. Учились в школе и мужчины, и женщины. Женщины преимущественно занимали позиции в ткацких и текстильных цехах.

Учебная программа школы состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном курсе ученикам давали основы формы и работы с материалами. На практическом они занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, подробно изучали форму и цвет. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем. На строительном курсе ученики работали уже на строительных площадках.

Такой подход давал ученикам возможность почувствовать трепет и радость от создания чего-то нового.

В школе был создан театральный курс, целью которого было объединить учеников и преподавателей. Особое внимание уделялось оформлению сцены и костюмам. В театре было множество интересных постановок, которые были призваны использовать не только художественные приемы, но и законы механики, оптики и другие научные знания.

В 1925 году, в связи с финансовыми трудностями, школа переехала в Дессау. Гропиус проектирует новое здание, которое потом стало символом Баухауса. Простое, с прямыми линиями, продуманное до мелочей, оно вмещало в себя учебные классы, мастерские, общежитие и столовую.

В Дессау был построен квартал доступного жилья и дома Мастеров Баухауса, которые были воплощением стиля баухаус – функциональные и лишённые декора и украшательств.

Принципы Баухауса:

Финальная цель всякой художественной деятельности — здание.

Единство живописи, скульптуры и архитектуры.

Простой и функциональный дизайн, который можно тиражировать.

Доступное жилье для всех.

Форму определяет функция, а каждый предмет должен быть красивым и удобным.

Вальтер Гропиус пробыл директором школы девять лет. В 1928 году его сменил Ханнес Мейер, руководивший курсом архитектуры. Из-за недопонимания с муниципальными властями Мейер был вынужден покинуть пост уже через два года. В 1930 году директором стал Людвиг Мис ван дер Роэ.

Он оставался директором до закрытия Баухауса в 1933 году в Берлине, куда школа переехала в 1932 году. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Во время нацистского режима многие архитекторы-евреи эмигрировали из Германии в Палестину. Более 4000 зданий было построено в Тель-Авиве в 30-е годы. Эти сооружения называются «Белый город» и являются всемирным культурным наследием ЮНЕСКО.