Дизайнер и интеллектуальная собственность

8 октября 2020 г. Дизайнер и интеллектуальная собственность Анна Сысоева Дизайнер и интеллектуальная собств...
8 октября 2020 г. Дизайнер и интеллектуальная собственность Анна
Сысоева

Дизайнер и интеллектуальная собственность – это как Бонни и Клайд, как Вероника Блумгрен и Школа «Детали», как Вилла Ротонда и Андреа Палладио – в общем, неотделимые явления.

Дизайнер и декоратор – творцы, и их творческая деятельность создает продукт различного формата, являющийся результатом интеллектуальной деятельности. Права на большинство, если не на все подобные результаты творческого труда, у дизайнера и декоратора возникают сразу. Некоторые требуют ряда бюрократических действий. Все зависит от объекта интеллектуальной деятельности, простыми словами – от получившегося продукта творения.

На что и когда у декоратора появляются интеллектуальные права?

Возьмем самые простые и очевидные примеры результатов творческой деятельности дизайнеров и декораторов.
Что они творят? В первую очередь – это сам дизайн-проект и документы, входящие в его состав - эскизы, коллажи, 3D-визуализации, чертежи, планы, макеты и т.п. Дизайнеры и декораторы могут создавать произведения литературы (например, книга декоратора Анны Муравиной «Рецепты счастливого интерьера»; лекция архитектора Андрея Суматохина; текст о том, как красить стены, опубликованный в интернете) и произведения искусства (например, росписи стен Максима Шишигина).
У них есть наработанные базы данных (например, база данных производителей мебели, база клиентов и т.п.). И это тоже будет объектом интеллектуальных прав. Дизайнеры могут делать полезные модели, промышленные образцы, (например, элементы мебели или отдельные предметы мебели, люстры, разработанные Kelly Wearstler и запущенные в промышленное производство).
Отдельная группа результатов интеллектуальной деятельности – это средства индивидуализации. Например, товарный знак МЕГРЕ ИНТЕРИОРС, принадлежащий известному дизайнеру Юне Мегре.
Есть дополнительные интеллектуальные права, относящиеся к так называемым нетрадиционным объектами интеллектуальной деятельности, но у декораторов они могут возникать в единичных случаях, поэтому голову теорией не забиваю.
Какие-то они все разношерстные, скажете вы. Да, вы правы. Но их объединяет одно – все это нематериальные объекты.
И именно на нематериальные объекты возникают интеллектуальные права, охраняемые и защищаемые. Права, которые стоят дорого не только в прямом, денежном, смысле, но и в смысле ценности, связанной с приложением «больших усилий, трудов, жертв».

Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель. Например, право собственности на листы чертежей/cd-disk c дизайн-проектом не означает, что заказчик становится владельцем прав на дизайнерский проект. Условия, порядок передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности должны быть четко и ясно прописаны в договоре между дизайнером и заказчиком.

Какие у дизайнера права?

Разные аспекты «ценности» нематериального объекта определяют набор прав. Так интеллектуальные права условно разделяются на так называемое, исключительное право, и личные неимущественные права. Есть еще некоторые другие права, предусмотренные специально под определенные виды объектов интеллектуальной собственности.
Исключительное право является имущественным и предусматривает права пользования, распоряжения, разрешение третьим лицам пользоваться результатом интеллектуальной деятельности, право на административную или судебную защиту прав и др.

Что важно отметить: исключительное право – это единое право, так сказать, пакет правомочий. Поэтому указание в договоре, что исключительное право передаются с теми или иными исключениями – юридически неверно. Если оно передается, то оно передается целиком. Для передачи исключительного права заключается договор отчуждения, по которому оно отчуждается полностью без каких-либо любых ограничений и на весь срок действия исключительного права.
После заключения договора отчуждения автор больше не имеет права распоряжаться исключительным правом на произведение, у него сохраняются только личные неимущественные права (такие как право на имя, право авторства и т.п.), которые неотчуждаемы.

Понятия «неисключительное право/неисключительные права» в действующем законодательстве нет, так же, как и понятия "эксклюзивные права".
Это принципиально важно. Если видите в своем договоре такие формулировки при передаче интеллектуальных прав, например, на дизайн-проект, бойтесь их и «специалиста», который составлял договор. Фантазия трактовки понятия «неисключительные права» может быть абсолютно различна у сторон договора, что породит спор.
Если же вы хотите сохранить за первоначальным правообладателем какие-то права, алгоритм действий должен быть следующим: сперва договор отчуждения исключительного права, а после этого - заключение лицензионного договора для предоставления определенных прав первоначальному правообладателю. Лицензионный договор заключается на определенный срок, и лицензиат вправе использовать произведение только теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.
Личные неимущественные напрямую связанные с автором результата интеллектуальной деятельности, они не могут быть переданы больше никому. Это право на авторство, на имя и др. Отказ автора от своих неимущественных прав юридически ничтожен: автор не может продать, переуступить или подарить свое авторство.

16:22 10.09.2023 | Просмотры: 809